3.2.6 Разборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов

Категория: Kia Sportage 1999-2002

Разборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов

Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #1

Демонтаж и установка коленчатого вала и шатунно-поршневых сборок может быть произведен без снятия двигателя с автомобиля.

Разборка

Конструкция блока цилиндров (см. также иллюстрацию Детали установки маховика/приводного диска)

Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #2

1 — Крышка нижней головки шатуна
2 — Вкладыши шатунного подшипника
3 — Шатун с поршнем
4 — Поршневой палец
5 — Поршневые кольца

6 — Крышка коренного подшипника
7 — Коленчатый вал
8 — Направляющий подшипник
9 — Вкладыш коренного подшипника
10 — Литье блока
11 — Стопорное кольцо


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Снимите двигатель (см. Раздел Системы электрооборудования двигателя). Снимите головку цилиндров (см. Раздел Обслуживание головки цилиндров и компонентов газораспределительного механизма). Снимите масляный насос (см. Раздел Снятие, установка и обслуживание масляного насоса). Снимите поддон картера и маховик/приводной диск (см. Раздел Снятие и установка поддона картера). Снимите задний сальник с крышкой (см. Раздел Замена сальников коленчатого вала). Выверните крепежные болты и снимите крышки коренных подшипников с сборе с вкладышами. Выверните крепежные болты и снимите крышку нижней головки первого шатуна в сборе с вкладышем. Упритесь в головку шатуна рукояткой молотка и, толкая шатунно-поршневую сборку вверх, извлеките ее из цилиндра. Действуя в аналогичной манере, извлеките оставшиеся сборки. С целью предотвращения путаницы при проверке состояния компонентов сразу же установите на свои прежние места крышки шатунных и коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами и зафиксируйте их крепежными болтами. При помощи инерционного съемника демонтируйте установленный в задней цапфе коленчатого вала направляющий подшипник (см. иллюстрацию).

Обслуживание

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Внимательно изучите состояние литья блока. Проверьте каждый цилиндр на наличие трещин, задиров и прочих механических повреждений. Действуя в манере, аналогичной описанной в Разделе Разборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов, оцените степень нарушения плоскостности сопрягаемой с головкой цилиндров поверхности блока (см. иллюстрацию). В случае необходимости замените блок.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #3

Восстановление плоскостности сопрягаемой поверхности блока путем ее механической обработки ни в коем случае не допустимо!

Задиры зеркал цилиндры могут быть проточены до соответствующего ремонтного размера, в случае если такая обработка не представляется возможной, замените блок.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #4 Измерьте диаметр каждого из цилиндров на трех уровнях и в двух направлениях, что позволит выявить такие дефекты, как конусность и овальность. Если результаты измерений превышают предельные допустимые значения (см. Спецификации Главы Двигатель), цилиндры следует расточить до ближайшего ремонтного размера. В заключение зеркала цилиндров должны быть отхонингованы, - действуйте в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к специальным хонинговочным наборам.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #5 Специальным зенкером удалите ступенчатый износ цилиндров, оставляемый верхним компрессионным кольцом в конце хода поршней.
Снимите стопорные кольца, извлеките поршневые пальцы и произведите демонтаж поршней с шатунов. Изучите состояние поршней, в случае выявления трещин, задиров и прочих механических повреждений приготовьте замену.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #6 Измерьте диаметр каждого поршня в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца и на удалении в 18 мм от нижнего среза канавки под установку маслосъемного кольца. Путем сравнения результата измерения с величиной диаметра соответствующего цилиндра определите величину посадочного люфта. Если люфт превышает предельное допустимое значение, замените поршень, проточив цилиндр до ближайшего ремонтного размера.

Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #7

Одновременно с поршнем следует заменять также поршневые кольца (на соответствующие ремонтного размера, - см. Спецификации Главы Двигатель).

Проверьте поршневые кольца на наличие признаков чрезмерного износа, трещин, сколов и прочих механических повреждений. В случае необходимости произведите замену. Поочередно заправляя поршневые кольца в цилиндр и проталкивая их днищем поршня в нижнюю часть последнего (положение НМТ поршня), замерьте величины зазоров в замках колец (см. иллюстрацию). Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости расточите замки, либо замените кольца. Измерьте величину люфта посадки колец в канавках поршней (см. иллюстрацию), в случае необходимости замените кольца/поршень.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #8

Измерение следует производить в нескольких точках периметра канавки. С этого момента кольца должны оставаться «привязанными» к своим поршням/цилиндрам.

На специальном стенде поверьте шатуны на наличие признаков изгиба и скручивания (см. иллюстрацию). При превышении результатами измерений предельных допустимых значений замените дефектные компоненты.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #9 Измерьте диаметры под посадку поршневых пальцев в поршнях. Запишите результаты измерений.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #10 Измерьте диаметр поршневых пальцев в местах из запрессовки в поршень.
Путем вычитания результатов первых измерений из результатов вторых определите люфт/натяг посадки пальцев в поршнях. Путем измерения соответствующих диаметров поршневых пальцев и отверстий в верхних головках шатунов определите люфты посадки пальцев в шатунах. При превышении результатами вычислений предельного допустимого значения произведите замену шатунов. Внимательно изучите состояние коленчатого вала. Проверьте его корневые и шатунные шейки на наличие задиров, следов перегрева и прочих механических повреждений. Удостоверьтесь в отсутствии нарушений проходимости масляных отверстий. Уложив вал в призмы, проверьте его на наличие изгиба при помощи измерителя DTI (см. иллюстрацию). Измерьте диаметры шеек, оцените величины их конусности и овальности. Если износ шеек превышает предельное допустимое значение, проточите их под ближайший ремонтный размер (не забудьте подобрать соответствующего размера ремонтные вкладыши), либо замените вал.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #11

Ни в коем случае не срезайте скругления шеек, - минимальный допустимый радиус скругления составляет 2.6 ÷ 3 мм.


Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #12 Радиус скруглений шеек должен составлять не менее 2.6 ÷ 3.0 мм.
Изучите состояние вкладышей подшипников. В случае выявления дефектов приготовьте сменный комплект. Разложите вкладыши в порядке установки их на двигатель.

Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Перед началом сборки удостоверьтесь в абсолютности чистоты всех компонентов.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #13 Правильным образом расположите поршень относительно шатуна.
Смажьте чистым двигательным маслом отверстия в поршне и верхней головке шатуна. При помощи специальных щипцов посадите стопорное кольцо в канавку в одном из отверстий поршня, затем заправьте в последний верхнюю головку шатуна.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #14 Через подходящую оправку аккуратно застучите поршневой палец, зафиксировав поршень на шатуне. Зафиксируйте палец вторым стопорным кольцом.
Действуя в аналогичной манере, смонтируйте оставшиеся шатунно-поршневые сборки. Посадите на поршни подобранные ранее поршневые кольца: сначала в нижнюю канавку поршня устанавливается предварительно смазанный маслом расширитель маслосъемного кольца, затем заводятся его рабочие секции (скребки).
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #15 Посадка верхнего скребка маслосъемного кольца.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #16 Схема установки компонентов маслосъемного кольца.

Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #17

Скребки маслосъемного кольца идентичны по конструкции и не требуют однозначности посадки при установке.


Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #18 Далее, в оставшиеся канавки заправляются также обильно смазанные нижнее и верхнее компрессионные кольца (не перепутайте кольца - они различаются по форме сечения), - проследите за правильностью размещения колец, - они должны устанавливаться помеченной литерой «R» стороной вверх.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #19 Разверните посаженные на поршни кольца замками в указанных направлениях.
Посадите в блок цилиндров маслораспылители и затяните болты их крепления с требуемым усилием (12 ÷ 18 Нм).
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #20 Тщательно протрите шейки коленчатого вала, спинки вкладышей коренных подшипников и их постели в блоке, полностью удалив с них следы масла. Вложите вкладыши и установите вал.

Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #21

Упорным является центральный коренной подшипник.

Еще раз протрите коренные шейки вала, уложите вдоль них калиброванную пластмассовую проволоку из набора Plastigage для определения рабочих зазоров в подшипниках скольжения.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #22

Следите, чтобы проволока не укладывалась поверх масляных отверстий шеек!


Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #23 Протрите спинки вкладышей подшипников и их постели в крышках, затем установите последние, проследив за правильностью размещения и, действуя строго в определенном порядке, затяните болты их крепления с требуемым усилием.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #24 Отпустите крепеж, снимите крышки и, измеряя ширину расплющенной проволоки по шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, определите величины зазоров в коренных подшипниках.

Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #25

В ходе проверки не проворачивайте коленчатый вал! Если результат измерения превышает предельное допустимое значение, произведите подбор новых вкладышей, в случае необходимости проточите вал до соответствующего ремонтного размера и установите ремонтные же вкладыши.

Закончив проверку, смажьте рабочие поверхности подобранных вкладышей и коренные шейки вала чистым двигательным маслом, уложите вал в блок. Установите крышки коренных подшипников, толкните вал вперед до упора, затем верните его назад и затяните болты крепления крышек с требуемым усилием.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #26 Проверьте величину осевого люфта коленчатого вала и свободу его проворачивания. Сравните результат измерения с требованиями Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости подберите новый упорный подшипник.
При помощи подходящей оправки, посадите на заднюю цапфу вала направляющий подшипник (см. иллюстрацию), - не забудьте предварительно смазать подшипник и цапфу двигательным маслом. После установки набейте подшипник консистентной смазкой. Аккуратно заправьте шатунно-поршневые сборки в свои цилиндры: стенки поршней и зеркала цилиндров перед установкой следует смазать чистым двигательным маслом, поршневые кольца обжать специальной оправкой; проталкивание поршней в цилиндры лучше всего производить рукояткой молотка. Проследите, чтобы поршни были установлены метками в виде литер «F» вперед по двигателю.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #27

При возникновении сопротивления следует немедленно прекратить проталкивание поршня, извлечь сборку и удостовериться в полноте удаления ступенчатого износа в верхней части цилиндра!

Посадив нижние головки шатунов на шатунные шейки вала, произведите замер рабочих зазоров в шатунных подшипниках, - действуйте в манере, аналогичной описанной выше для коренных подшипников. Помните, что вкладыши подшипников при проверке должны устанавливаться на сухую, проследите за правильностью расположения крышек. При помощи щупа лезвийного типа произведите замер величин осевых люфтов шатунов (см. иллюстрацию). Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости замените соответствующие шатуны. Окончательно установите шатунные крышки (смазав рабочие поверхности подшипников маслом), - проследите за правильностью совмещения посадочных меток и затяните болты их крепления с требуемым усилием.
Kia_Sportage__Разборка_и_сборка_блока_цилиндров,_обслуживание_компонентов__Киа_Спортейдж ФОТО #28

Резьбовые части болтов и гаек перед затягиванием также следует смазать чистым двигательным маслом.

Дальнейшую установку производите в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.

Chevrolet Corvette Stingray фото
Porsche Cayenne Hybrid фото
Toyota Yaris Sport фото
Suzuki Ignis фото
BMW 2002 ti фото
Hummer H1 фото

Автор: Александр Наумов